1 место
Интервью с вампиром (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994), режиссер Нил Джордан. По роману и сценарию Анны Райс. Журналист Дэниэл (Кристиан Слейтер) берет интервью у настоящего вампира Луи (Брэд Питт). Тот рассказывает ему историю своего обращения и знакомства с вампиром Лестатом (Том Круз) – злобным, подлым, но ужасно одиноким созданием.
Роскошный вампирский эпос. Обилие секса, крови и Тома Круза не затеняет главного мотива – темы Одиночества, что вампирского, что человеческого. Как известно, Анна Райс написала свой роман вскоре после смерти своей маленькой дочери. Возможно, одна из лучших ролей тогда еще малютки Кирстен Данст и одно из самых неприятных киновоплощений Антонио Бандераса.
2 место
Дракула (Dracula, 1992), режиссер Фрэнсис Форд Коппола. По роману Брэма Стокера. Князь Дракула, он же Влад Цепеш (Гэри Олдман), из-за душевной травмы, вызванной смертью невесты Элизабеты (Вайнона Райдер), отрекся от христианской веры, начал пить кровь и обрел вечную жизнь. Спустя несколько столетий Дракула обнаруживает Элизабету в Англии. Она воплотилась в скромную учительницу и невесту мелкого клерка Джонатана Харкера (Киану Ривз). Дракула, и без того вампир с причудами, становится одержим идеей вернуть Элизабету и разделить с ней уготованную ему вечность.
Ярчайший пример того, как нестрашную и занудную по современным меркам историю (кто осилил книгу, поймет) можно раскрутить до блокбастера. Всего-то нужен умелый режиссер, несколько выдающихся актеров, сценарист, играючи дописавший любовную линию, и немаленький бюджет.
3 место
Голод (The Hunger, 1983), режиссер Тони Скотт. Вампирша Мириам (Катрин Денев) многие столетия пьет кровь своих любовников, чтобы поддержать молодость и бодрость духа. Когда ее очередной возлюбленный, Джон (Дэвид Боуи), вдруг начинает стареть буквально на глазах, Мириам сначала пытается ему помочь, но в результате просто выбирает следующую жертву – женщину-доктора Сару Робертс (Сьюзан Сэрандон).
Фильм, что называется, с претензией. Вызывающе красивый, местами просто до неприличия. Нашлось место и трактовке древних легенд, связанных с коптским крестом, и лесбийским играм.
4 место
Тень вампира (Shadow of the Vampire, 2000), режиссер Элиас Мэридж. История съемок известнейшего фильма «Носферату» (1921). Режиссером Мурнау (Джон Малкович) на главную роль был приглашен жуткого вида человек, всеми повадками напоминающий настоящего вампира (Уиллем Дефо).
Очень стильный и мрачный фильм. Рассказ не столько о том, чем отличается человек от вампира, сколько о том, насколько тонка грань между миром реальным и воображаемым. К слову, преображение Дефо вряд ли потребовало много грима.
5 место
Королева проклятых (Queen of the Damned, 2002), режиссер Майкл Раймер. Вампир Лестат (Стюарт Таунсенд) хочет попробовать себя в качестве рок-звезды и спеть несколько песен, открывающих некоторые вампирские секреты. За ним, кроме рядовых упырей, охотятся Королева вампиров Акаша (Элайя) и вампирская воспитанница и пока что человек Джессика (Маргарита Моро).
Менее удачное и более попсовое продолжение «Вампирских хроник» Анны Райс. Красиво – в основном благодаря исполнителю главной роли Стюарту Таунсенду, очень грустно и в какой-то степени страшно – в основном из-за того, что певица Элайя почти сразу после окончания съемок погибла в авиакатастрофе.
6 место
Другой мир (Underworld, 2003), режиссер Лен Вайзман. Между вампирами (высшей кастой) и оборотнями (низшей) уже много веков идет кровопролитная война, страдают из-за которой, по большей части, люди. На фоне непрерывных военных действий вампирша Селена (Кейт Бэкинсейл) неожиданно для себя и всего своего клана влюбляется в простого смертного по имени Майкл (Скотт Спидман) и хочет положить конец войне.
Расистский по отношению к оборотням фильм, сразу поставивший всю их братию в унизительное и подчиненное вампирам положение. Красивые спецэффекты, черные кожаные шмотки, мудреное оружие.
7 место
Вампиры Джона Карпентера (Vampires, 1998), режиссер Джон Карпентер. Очень неприятный охотник на вампиров (Джеймс Вудс) вместе со своим напарником (Дэниэл Болдуин) разыскивает некоего Яна Валека (Томас Ян Гриффит), вампира с многовековым стажем. Валек с помощью самого Папы стремится достать древний крест, благодаря которому сможет охотиться на людей не только ночью, но и днем.
По-карпентеровски кровавое и динамичное зрелище, в котором чаще сочувствуешь вампирам, чем охотникам на них. Батальные сцены в начале и в конце особенно впечатляют.
8 место
Ван Хельсинг (Van Helsing, 2004), режиссер Стивен Соммерс. Известный охотник на самых разных монстров, Ван Хельсинг (Хью Джекман), по заданию, опять же, Папы, прибывает в Трансильванию за головой графа Дракулы (Ричард Роксбург). Здесь он знакомится с представительницей семейства Валериев, очень кудрявой и затянутой в корсет Анной (опять же, Кейт Бэкинсейл), у которой со злодеем свои счеты.
У создателей хватило чувства меры и юмора, чтобы не делать фильм слишком серьезным. Бэкинсейл, скорее пародирует сама себя в «Другом мире», Роксбург просто издевается над своим героем, а Джекман делает лицо, как у Джеймса Бонда.
9 место
30 дней ночи (30 Days of Night, 2007), режиссер Дэвид Слэйд. Вампиры, под прикрытием длинной полярной ночи, атакуют маленький город на Аляске. Они никого не обращают, просто съедая тех, кто попадется им на пути. Спастись удается только маленькой группе людей по главе с шерифом (Джош Хартнетт). Им нужно как-то прожить тридцать дней и дождаться рассвета.
Если в «Другом мире» опускали оборотней, то здесь достается вампирам. На экран выведен новый вид, говорящий на своем языке, презирающий условности в виде кожаной одежды и обладающий челюстями, которым позавидовала бы акула. Страшный, неприятный, беспросветный, под стать полярной ночи, фильм.
10 место
Кровавая Мэлори (Bloody Malory, 2002), режиссер Жюльен Манья. Милая девушка Мэлори (Оливия Бонами) убивает собственного жениха только за то, что он оказался демоном, и в компании немой телепатки и трансвестита отправляется бороться со Злом, похитившим, я извиняюсь, опять Римского Папу.
Конечно, полный бред, местами даже не смешной, но сделанный так трогательно и с такой любовью к предмету изображения, что всякие серьезные «Бладрейны» с ним не сравнятся.